ГЛАВА XX.

Вмяте непрерывного подбора женщин на различное мп>рило красоты у каждой расы. Мы" видели в предидущей глав4, что у всх варварских рас, украшешя, одежда и наружность высоко ЦЕНЯТСЯ и что мужчины судят о красот женщин на основанш чрезвычайно раздичнаго мерила. Необходимо теперь изслдовать, как повлияло это предпочтете и чего достиг вытекагопцй отсюда подбор. В течение многих поколшй, нкоторыя женщины представлялись мужчинам каждой

520

данной расы наиболее привлекательными. Являетвя вопрос: изменился ли от этого тип однх только женщин или обоих полов? Для млекопитающих можно счесть общим правидом, что признаки всякаго рода наследуются равномерно самцами и самками. Следует, поэтому, ожидать, что и для человческаго рода, любые признаки, прюбртенные женщинами или же мужчинами путем полового подбора, обыкновенно будут передаваться потомству обоего пола. Если таким путем было достигнуто какое бы то ни было изменеше, то почти достоверно, что различныя расы видоизменялись разным образом, так как каждая обладает своим собственным мрилом красоты. У человеческих рас, особенно у дикарей, мнопя причины являются помехой половому подбору, насколько рчь идет собственно о телесной красоте. Цивилизованные люди в значительной степени привлекаются душевными качествами женщин, их богатством и. особенно, общественным подожешем: мужчины редко женятся на женщинах, стоящих значительно ниже их по сословному положешю. Мужчины, которым удается прюбресть самых прекрасных женщин, не прюбретают лучШих шансов оставить длинный ряд потомков, по сравнен!" с другими мужчинами, у которых жены менее красивы; исклгочеше составдяют разве немнопе, получаюнце соетояше в силу права первородства.

Что касается обратнаго процесса, а именно, подбора боле привлекательных мужчин женщинами, то хотя у цивилвзовинных нащй женщины обладают полною или почти полною свободою выбора, чего нвт у варварских. племен, однако и у них выбор зависит, в значительной мр!, от их умственных способностей и энергш, или от плодов тех же способностей, существовавших у их предков. Н4т надобности извиняться в том, что этот предмет будет разобран с нткоторою подробностью.

Как замчает н4мецюй фидосов Шопенгауэр: "Конечная цль всйх любовных интрига, как комических, так и трагических, в действительности, бол4е важна, чм вс друпя цвли человеческой жизни. То, вокруг чего все это вертится, есть ни болве, ни мене, как воспроизведете ближайшаго поколйшя... Не благо и не муки какой-либо одной особи, но участь всей грядущей человеческой расы поставлена здсь на карту" и).

Есть, однако, основаше думать, что у известных цивилизованных и полуцивидизованных народов, i половой подбор лроизвел кое-что в д4д4 видоизменения наружности некоторых членов общества. Мнипе убеждены, и, мн4 кажется, основательно, что наша аристократ, включая под этим назван!ем вс богатыя фамилш, где долго господствовало право первородства,-по причиняв выбора, в течёте многих поколюй, из всх классов общества, красивйших женщин, - стала красивее, судя по европейскому мрилу, чм средюе классы. А между тем средние классы поставлены в таюя же благоприятныя условия жизни для физическаго развитая. Кук замчает, что превосходство наружности, "наблю 521

даемое у вельмож всвх других островов (Тихаго Океана), замечается и на Сандвичевых о-вах". Но это может зависать, главными образом, от лучшей пищи и образа жизни.

Старинный путешественник Шарден, описывая персов, говорить, что их "кровь теперь в значительной мврв облагорожена частым смфшешем с грузинами и черкесами, двумя народами, превосходящими красотою вей остальные. Едвади есть хотя один мужчина высшаго сословия Персш, не рожденный от грузинки иди черкешенки". Он добавляет, что дтти наслддуют красоту "не от предков, потому что, без указанной примси, люди высшаго сословия в Персш, .т. е. потомки татар, были бы чрезвычайно безобразны" и). Вот боле любопытный прим-ер.

Жрицы, прислуживавппя при храмв Венеры Эрицинской (в ныншнем Сан-Джул!ано в Сипилш), избирались из красавиц всей Грецш. Оне не были дивами врод вестадок. Еатрфаж 2), приводящей этот факта, говорить, что в Сан-Джулиано и теперь женщины славятся, как красивйпия на всем остров, так что их ищут художники. Очевидно, однако, что убедительность всх вышеприведенных примров сомнительна. Слдуюпцй пример, хотя относящйся к дикарям, вполн" стоить внимания, как крайне любопытный. Уинвуд-Ридп сообщает мн, что иолофы, негритянское племя на зап. берегу Африки, замечательны своей красивой наружностью. Один его приятель спросил однажды одного из этих людей: "Откуда происходить, что всв, кого я встречаю, так хороши собою, не только мужчины, но и женщины?" иодоф отвтил: "Обяснить очень легко. У нас всегда быд обычай выбирать самых некрасивых рабынь и продавать их". Едва ли стоить пояснять, что у ВСБХ дикарей, рабыни служат наложницами. Что этот иегр приписал, справедливо иди ошибочно, красоту своего племени продолжительному исключен!" безобразных женщин, это вовсе не так удивительно, как может показаться с перваго взгляда. Я показал в другом MBCTB 3), что негры вполн! ЦБНЯТ значеше подбора в ДЛБ разведешя домашних аивотных, и мог бы привести, со слов Рида, еще новыя доказательства в пользу этого.

Причины, предупреждающая или задерживающая дчйcmeie полового подбора у дикарей.-Гдавныя причины это, во-первых, так называемые, коммунальные браки или безпорядочное половое сожительство; дале, послвдствия убйства младенцев женскаго пола; затм, ранше браки и, наконец, низкая оцвнка женщин, которых считают просто рабынями. Эти четыре "вопроса должны быть разсмотрйны с Мвоторою подробностью.

Очевидно, что пока союзы у людей, или у любого другого животнаго, предоставлены простой случайности, без всякаго выбора со стороны

522

того иди другого пода, до тех пор не может быть и полового подбора. При таких ycAOBinxi не будет оказано никакого влияшя на потомство тм, что известныя особи имели преимущество над другими в дСлС ухаживанья. Утверждают, что есть и в настоящее время племена, придержяваюпцяся того, что Леббок, ради вежливости, называет "коммунальным браком", т. е. BCS мужчины и женщины племени друг другу мужья и жены. Разврата у многих дикарей, без сомншя, поразитеден, но, мни кажется, требуются боде основательный доказательства, прежде чм мы допустим всецело, что союзы у них в каком-либо случай имют характер безпорядочнаго смСшешя подов. Однако, вси близко изучивпие этот предмет и) и способные высказать суждение, имеющее значительно болышй ввс, нежели мое, полагают, что коммунальный брак (вместо этого выражешя употребляюттакже разныя друпя) быд всюду первоначальной и всеобщей формой брачных отношешй. включая сюда брачныя сношешя между братьями и сестрами. Однако, Эндрью Смит, много путешествовавши в южной Африки и мнто изучавши нравы здшних и иных дикарей, выразил мнв свое сильнйшее убждеюе, что не существует ни одного племени, гд4 бы женщина признавалась собственностью общины.

Полагаю, что это суждеше в значительной степени определялось тм, что обыкновенно подразумевается под словом брак. В посддующем paзcyждeнiи я употреблю это выражеше в том же самом смысле, какой ему приписывается натуралистами, когда они называют животных однобрачными, подразумевая под этим, что самец принимается только одною самкой иди выбираешь только одну самку и живет с нею или в течете перюда размножешя или весь год, обладая ею по праву сильнаго; иди же, когда натуралист говорить о полигамичных видах, подразумевая под этим, что самец живет со многими самками. Именно такой брак нас только и касается, так .рак его достаточно для д4йетвия полового подбора. Но я знаю, что некоторые из названных выше писателей подразумвагот под словом брак признанное право, охраняемое племенем.

Косвенныя доказательства в пользу убдждеюя, что раньше всюду преобладали коммунальные браки, очень сильны. Они основываются главиым образом на назвашях степеней родства, примСняемых между членами одного и того же племени, при чем в этих назвашях подразумевается связь с пдеменем, а не с км-дибо из родителей. Но пред 523

мет слишком обширеи и черезчур сдожен для того, чтобы дать сжатый очерк, и я ограничусь немногими замАчашями. Очевидно, что при подобных браках, или гд брачные союзы очень не прочны, родство ребенка по отношешю к отцу не можеТ быть узнано. Но почти невероятно, чтобы родство дитяти с матерью всегда оставалось совершенно неизвстным, особенно в виду того, что женщины у большей части диких племен кормят детей грудью очень долгое время. Стало быть, во многих случаях, родословныя лиши могут быть прослежены только по матерям, с исключешем отцов. Однако, в иных случаях, примдняемыя выраясешя обозначают связь, только е племенем, с исключеюем даже матерей. Возможно, что у варварских племен, связь между их членами, подверженными всякаго рода опасностям и нуждающимися в взаимной охранй и помощи, гораздо важнее, нежели связь между матерью и ребенком; а это и приводить к исключительному употреблешю выражешй, обозначающих племенное родство. Но Морган убвжден, что этот взгляд ни в каком случав не выясняешь двла. Обозначешя родства, примвняемыя в разных странах, могут быть подразделены, согласно с мнвшем только что названнаго автора, на дав главный группы: классификащонныя и описательныя-послйдня система, употребительна у нас.

Именно классификационная система и приводить к такому сильному y6tждешю, что коммунальныя и иныя необычайно непрочный формы брака раньше были всеобщими. Но насколько я способен судить, вовсе нет необходимости на этом основаши допускать абсолютно безпорядочное смешеше полов, и я рад видть, что таково мнше также Леббока. Мужчины и женщины, подобно многим низшим животным, могли некогда вступать в стропе, хотя временные союзы для каждаго рождешя; в таком случав произошла бы такая же путаница в обозначенш степеней родства, как и при совершенно безпорядочном половом сожительства.

Насколько вопрос касается полового подбора, все что требуется, сводится к тому, что выбор должен производиться до союза между родителями и вовсе не важно, длятся ли союзы всю жизиь или только в течёте нскольких мсяцев.

Помимо доказательства вытекающих из назвашй для степеней родства, существуют и друпя доказательства в пользу прежняго преобладашя коммунальнаго брака. Лёббок обясняет странный и широко распространенный обычай эксогамш (состоянии в том, что мужчины всегда берут жен из другого племени) ТБМ, что первоначальной формой полового сожительства быд коммунальный брак, так что мужчина никогда не мог добыть жены исключительно для себя, если не брал ея в плн из сосдияго враждебнаго племени, при чем она естественно становилась его нераздельной ценной собственностью. Таким образом мог возникнуть обычай похищать жен, а веддствие почета, доставляемаго этим подвигом, он мог стать всеобщим. По Лёббоку и), это выяеняет и "необхо 524

димость искуплешя брака, Еак нарушешя верховных прав племени, Сотому что, по древним поняяям, мужчина не имл права присваивать себ4 то, что принадлежало целому племени". Лёббок далве приводить любопытные факты, показываюпце, что в старину особым почетом пользовались женщины, предававпияся необычайному распутству; это, по его словам, понятно, если допустить, что безпорядочное подовое сожительство было древним и поэтому долго уважаемым пдеменным обычаем и).

Способ развиш брачных союзов представляет очени> темный вопрос, о чем можно судить по различию мнкй относительно разных пунктов между тремя авторами, всего ближе изучившими вопрос, а именно Морганом, Мак Леннаном и Лёббоком. Однако, основываясь на предыдущих и нткоторых других доказательствах, приходится признать вроятным2), что обычай брака, в сколько-нибудь строгом СМЫСЛБ слова, развивался постепенно. Другими словами, нткогда на всем земномп inapt было чрезвычайно распространено почти безпорядочное или очень непрочное сожительство. Но сильное чувство ревности, наблюдаемое во всем животном царства, и аналопя с низшими животными, особенно ближайшими к человеку, не позволягот мне допустить, чтобы абсолютно безпорядочное сожительство преобладало даже в давнопрошедппя времена, именно незадолго перед тим, как человтк достиг своего ныншняго положешя на занимаемой им теперь ступени зоологическаго развитая. Человк, как я пытался показать, наверное произошел от нкотораго обезьяноподобнаго существа. Что касается живущих теперь четыреруких, - насколько, вообш.е, извстны их нравы, - самцы нкоторых видов однобрачны, но живут лишь в течёте части, года с самками: примром может служить оранг. Некоторые виды, напр., нкоторыя индвйсшя и американсшя обезьяны, строго однобрачны и цлый год живут со своими женами. Друпе многоженцы, как напр., горилла и некоторые американсше виды, и у них каждое семейство живет отдельно. Даже в этих случаях, семьи, населяющия одну область, вероятно нисколько склонны к общественности; так напр. шимпанзе порою встречаются значительными толпами. Далйе, никоторые виды полигамичны, но нвсколько самцов, каждый со своими собственными женами, живут в сообществв, цлым стадом, как напр. у видов павианов 3). Из того, что известно о ревности всвх самцов у четвероногих, вооруженных, как часто бывает, особым оружием для драки с соперниками, можно вывесть, что безпо 525

рядочное сожительство в диком состояши для них в высшей степени невероятно. Брачные союзы могут длиться не всю жизнь, но .дишь для каждаго рождены; однако, если сильнтйние самцы, всего болте способные защищать Ссщок и детенышей в, вообще, помогать им, способны избирать наиболее привлекательных самок, то этого вполн! достаточно для полового подбора. Поэтому, оглядываясь довольно далеко назад в глубь прошедшаго и судя на основаши обществен в ых привычек ныншняго человека, придется сказать, что наиболее вероятный взгляд это слФдуюпцй: люди первоначально жили малыми общинами, каждый с одной женой, или, кто посильнте, с многими, ревниво охраняя их от других мужчин.

Или же человвк мог быть и не общественным животным, а все-таки жить с несколькими женами, подобно горилл4; вей туземцы "согласно утверждають, что в стад горилл всегда можно видеть лишь одного взрослаго самца. Когда молодой самец выростет, тотчас начинается борьба за господство и СИЛеНБЙШЙ, убив или выгнав других, становится во главй общины и)". Бол*е молодые самцы, изгнанные из стада, блуждают сами по себв и когда им, наконец, удается добыть подруг, они избгают слишком близкаго кровосмтшеюя.

Хотя дикари теперь крайне развратны, и хотя коммунальные браки могли прежде имйть значительное распространеше, однако у многих племен есть род брака, правда гораздо боле непрочнаго, чйм у цивилизованных нащй. Многоженство, как только что было указано, почти всюду распространено среди вожаков у дикарей. ивм не меиее, есть племена, стояпця почти на самой низкой ступени и отличающаяся строгой моногамией. Это справедливо для цейлонских веддов; по Леббоку, у них есть поговорка, что "только смерть может разлучить мужа и жену 2)".

Один смышленый кандьянскй вождь, разумеется многоженец, "был совершенно скандализовать варварским обычаем веддов жить с одной только женой и не разлучаться до смерти". "Это, сказал он, совершенно, как у обезьян уандеру". Откуда явился обычай брака у ндкоторых дикарей, как многоженцев, так и одноженцев - удержан ли он с первобытных времен или же они обратились к никоторой формй брака, пройдя чрез стадию безпорядочнаго смвшемя, атого я не берусь решить.

Дчтоубтство. Обычай этот теперь очень обыкновенен на всем земном шарт, и есть основаше думать, что он никогда был распространен гораздо боле 3). Варвары находят трудным поддерживать себя и своих д4тей, а убивать младенцев-д4ло нехитрое. В южной Америк!) нткоторыя племена, по словам Азары, прежде истребляли столько двтей обоего пола, что были близки к вымирашю. На о-вах Полинезй, женщины порою убивали от 4-5 даже до и0 дтей; и Эллис не мог найти ни одной, которая не убила бы, по крайней мврв, одного ребенка;

526

Нри пропввтанш двтоубйства, борьба за существовате становится меве суровой, и act члены племени обладают почти равными шансами воспи тать немногих переживагощих двтей. В большинства случаев, убивагот болве двочек, чм мальчиков, потому что очевидно, что эти поелтдше представляют боле значительную ценность для племени, так как, выросши, будут помогать в зашить племени и будут сами содержать себя.

Но хлопоты, испытываемыя женщинами в дд воспиташя двтей, вытекающая отсюда утрата красоты, боле высокая птна, придаваемая женщинам, когда их мало, и. их болйе счастливая доля--все это указывается самими женщинами и различными наблюдателями, как добавочное побуждеке к детоубийству. В Австралш, гдв убйство дввочек все еще очень распространено, Грей опредБдяет пропорщю туземных женщин по отношешю к мужчинам, как и:3; но друпе утверждают, как 2 : 3. В одной деревнв на восточной границ Индии, полковник Мэк Кедлок не нашел ни одной девочки и).

Когда, по причин убийства дйвочек, женщины р"вдки в данном племени, то естественно является обычай похищать жен у соседних племен. Леббок, однако, как мы видли, приписывает этот обычай, главным образом, прежнему существовашю коммунальнаго брака и тому, что мужчины, в вид слтдствия, похищали женщих из других племен, чтобы сделать их своей исключительной собственностью. Можно было бы присоединить сюда и друпя причины, в род той, что общины очень малы, почему часто не хватает способных к браку женщин. Значительное распространеме обычая похищешя в прежшя времена, даже у предков пивилизованных наций, ясно доказывается сохранением многих любопытных обычаев и обрядов, о которых можно найти интересныя еведшя у Мак-Леннана. В наших собственных свадьбах, дружка или шафер, невидимому, был первоначально гдавным пособником жениха при похищенш невсты. Пока мужчины обыкновенно доставали жен силою и хитростью, они были довольны похитить любую женщину и не выбирали самых привлекательных. Но как только явился обычай доставать жен от сосдняго племени путем менового торга, что и теперь встречается во многих мвстах, то, вообще говоря, стали покупать самых привлекательных. Впрочем, безпрестанное скрещиванье между племенами, необходимо вытекающее из какой бы то ни было формы этого обычая, стремилось сделать .весь народ, населяюпцй данную область, почти однообразным, и это являлось помехой для дифференщащи племен путем полового подбора. Недостаток! в женщинах, составляюпцй послтдствие убйства двочек, приводит! также к другому обычаю, а именно к полиандрш, т. е. многомужто, которое все еще в обыча во многих странах, а в прежшя времена, по Мак-Леннану, господствовало почти

527

повсеместно; но этот послдяй вывод представляется сомнительным Моргану и Лёббоку и). Если выходите так, что двое или более мужчин вынуждены жениться на одной женщина, то наверное act женщины даннаго племени вайдут мужей и стало быть не произойдет подбора наиболее привлекатедьных женщин мужчинами. Но при этих обстоятельствах, без сомквшя, женщины будут имвть возможность выбора и предпочтут наиболее привлекательных мужчин. Азара, напр., описывает как тщательно торгуется женщина у гуанов, требуя веякаго рода преимуществ, прежде чм примет одного или боле мужей, и мужчины по этой причини необыкновенно заботятся о своей наружности. У тода в Индии, при господств!" полиандрии, девушки могут принять или отвергнуть любого мужчину2). Очень безобразный мужчина при этих условиях, вероятно, с трудом добудет жену или добудет разв только в позднем возрасти, но боле красивые мужчины, хотя более успваюцце в дли> добывашя жен, насколько, мы способны судить, не оставят боле многочисленнаго потомства, способнаго унаследовать их красоту, и в этом смысл не получать преимущества перед мене красивыми мужьями тх же женщин.

Рантя помолвки и рабство женгцин. У многих дикарей существует обычай помолвки девочек еще в младенчеств, и это послужит серьезною помехою для предпочтешя с той или с другой стороны на основаны той или иной наружности. Но такой обычай не помшает похищен!" или насильственному отнятта болйе привлекательных женщин болте сильными мужчинами, что часто случается в Австрадш, Америк и других частях сввта. Т-же посл4дствия по отношен!" к половому подбору явятся, до известной степени, если женщины цнятся почти только как рабыни или вьючныя животныя, что мы видим у многих дикарей.

Мужчины, однако, во вей времена предпочитали самых прекрасны.х рабынь, сообразно со своим мрилом красоты.

Мы, таким образом, видим, что у дикарей господствуют мнопе обычаи, которые должны оказать значительное препятствие или даже положить конеп дййствгю полового подбора. С -другой стороны, жизненный условия дикарей и некоторые из их обычаев благоприятны действие естественнаго подбора, влияющаго одновременно с подовым. Дикари, как известно, жестоко терпят от повторяющихся голодовок; они не умножают запасов пищи искусственными средствами; они рвдко воздерживаются от брака 3) и обыкновенно женятся молодыми. Стало быть, они должны порою подвергаться суровой борьб4 за существоваюе и только особенно выдающаяся особи будут способны выжить,

528

В очень древнюю эпоху, прежде ч4м человвк достиг своего нынешняго зоологическаго уровня, мнопя условия могли отличаться от йх, каким теперь подвержены дикари. Судя по аналогш с низшими животными, мужчина тогда либо жил с одной женщиной, либо был многоженцем. Наиболее сильные и способные мужчины успевали скорее добывать привлекательных женщин. Они одерживали верх в общей борьб за жизнь, а также в дд защиты своих самок и потомства от врагов всякаго. рода. В тот перюд, предки человека не могли быть настолько развиты умственно, чтобы предусмотреть отдаленныя стечешя обстоятельств; они не предвидели, что воспиташе всСх дтей, особенно двочек, сддает борьбу за существоваше боле упорною для игвлаго племени. Они руководствовались боле инстинктами и менйе разсудком, чм нынйшше дикари. В то время они еще не могли отчасти утратить сильнйшаго из всх инстинктов, общаго всм низшим животным, а именно любви к своему молодому потомству, и поэтому не могли убивать двочек. Женщины не становились таким образом редкими и полиандрия не могла явиться, так как едвали какая-либо причина, исключая недостатка в женщинах, может быть достаточной для того, чтобы победить естественное и широко распространенное чувство ревности и желаше каждаго самца обладать самкою для себя. Многомужие могло быть естественною ступенью к коммунальным бракам или почти безпорядочному половому сожительству; хотя лучппе авторитеты полагагот, что этот послдшй обычай предшествовал лолиандрии. В первобытные времена не могло быть ранних помолвок, так как это подразумтвает предусмотрительность. Женщины не могли еще цениться просто как полезныя рабыни или вьючныя животныя. Оба пола, допуская, что женщины могли проявлять какой-либо выбор, избирали супругов не ради душевных качеств, не ради богатства или общественнаго положешя, но почти исключительно по наружности. Bet взрослые женились или образовали пары и все потомство, насколько была возможность, вскармливалось родителями, так что борьба за существовавие перюдически становилась необычайно суровою.

Таким образом, в т4 времена, act ycnoBin для полового подбора были болйе благоприятны, чм позднее, когда человек повысился в умственных способностях, но в то же время утратил часть инстинктов.

Поэтому, каково бы ни было влияше полового подбора на производство различи между человеческими расами и между человком и высшими четырерукими, это влияние должно было оказаться болйе могущественным в отдаленную эпоху, чйм теперь, хотя, по всей вероятности, еще и.

теперь не совершенно утратилось.

Способ дчьйствгя полового подборо, на человека. У первобытных людей, при только что указанных благоприятных условиях, а.

также у дикарей, которые теперь вступают в какую бы то ни было брачную связь, половой подбор, вероятно, дМствовал сл4дующим образом, при большей или меньшей пом4хв со стороны убийства дйвочек,, ранних помолвок и т. д.

529

СильнМппе и наиболее крпие мужчины, способные всего лучше защищать свои семьи я охотиться для них, снабженные наидучшим оружием и обдадавппе наибольшим имуществом, напр., бодыпим числом собак и др. животных, успвали, в среднемт, воспитать большее количество потомства, нежели елаб-вйпие и б-вдквйпие члены того племени.

Не может быть также сомншя, что таюе мужчины вообще были в состоянш избирать самых привлекательных женщин. В настоящее время вожди почти встх племен на всем земном шарв успвают добыть боле одней жены. Mnt сообщает м-р Мантелль, что, до недавняго времени, почти каждая девушка в Новой Зеландш, сколько нибудь красивая или обещавшая стать красивою, становилась tapu (то же, что табу в других мстах), т. е. неприкосновенной собственностью какого-либо вождя.

У каффров, по показашю Ч. Гамильтона и) "вожди обыкновенно имют право выбора женщин по всей окрестности за много миль, и упорно стараются установить или отстоять эту привилепю". Мы видим, что у каждой расы есть свой идеал красоты, и знаем, что человеку свойственно восхищаться каждой характеристичной чертой у домашних животных, а также в одежд, украшешях и наружности, если только псе это несколько превышает средшй уровень. Итак, допустив предидупце выводы,-а я не вижу поводов для сомнвния в их правильности,-пришлось бы изумиться, если* бы подбор наиболее привлекатедьных женщин самыми сильными мужчинами, в среднем способными вскормить большое количество двтей, не привел, в течеше многих поколешй к некоторому видоизменение племенных особенностей. Когда в новую страну ввозится иностранная порога домашних животных или когда туземная порода подвергается, ради пользы или ради украшешя, долгому и тщательному уходу, то чрез несколько поколтшй, если только существуют способы сравнешя, оказывается, что данная порода подверглась большему или меньшему измнешю. Результат этот вытекает из безсознательнаго подбора в течете длиннаго ряда покол-вшй, т. е. зависит от сохранешя наиболе цнных особей, без всякаго желашя или джидания того или иного измнешя со стороны скотовода. Точно также, если в течеше многих лт два искусных скотовода разводить животных одной и той же породы, не сравнивая их между сооою или с помощью какого-либо общаго мрила, то животныя становятся, к изумлешю обладателей, слегка различными 2). Каждый скотовод, по удачному выражение Натузиуса, напечатлл характер своего еобственнаго душевнаго складавкуса и соображешя - на своих животных. Спрашивается, какое же можно привести основаше, если вздумаем утверждать, что подобные же результаты не могут явиться последствием продолжительнаго подбора я"енщин, возбуждавших наибольшее восхищеше? Женщин этих выберут как раз rt мужчины каждаго племени, которые способны воспитать наибольшее количество дтей. А это и будет безсознательный подбор,

530

потому что результат явится независимо от всякаго желашя или ожидамя со стороны мужчин, просто предпочитавших извстных женщин-другим.

Допустим, что члены племени, у котораго существует известная форма брака, разорялись по еще незанятому материку. Они вскоре раздробятся на отдльныя орды, раздленныя между собою разнаго рода преградами и еще боле, - безирестанными войнами, существующими между всми варварскими народами. Эти орды, таким образом, подвергнутся несколько раздичным условиям и привычкам и раньше или позднее станут несколько различаться между собою. Как только это произойдет, каждое отдельное племя образует для себя свое мирило красоты, несколько отличающееся от прочих и); затм, безсознательный подбор станет действовать таким образом, что наиболее сильные мужчины, и вообще вожаки стпнут предпочитать однх женщин другим. Таким образом, различия между племенами, сначала очень ничтожпыя, постепенно и неизбежно болве или менте усилятся.

У животных в диком состояши, мнопя черты, свойственныя самцам, в род* роста, силы, особаго оружия, смелости и драчливости, были прюбртены на основаши закона боя. Получеловчесюе предки человека, подобно своим родственникам, четыреруким, почти наверное видоизменились таким же образом; а так как дикари и теперь еще дерутся за обладаше женщинами, то подобнаго же рода процесс подбора, вроятно, происходил и происходить в большей или меньшей степени до настоящих дней. Друпе признаки, свойственные самцам, низших животвых, как, напр., яркая окраска и разныя украшешя, были приобртены наиболе привлекательными самцами, предпочитаемыми самками. Существугот, однако, исключительные случаи, когда самцы играют роль дйствующих диц в подбор, вмсто того, чтобы самим подвергаться подбору. Таше случаи обнаруживаются, когда самки гораздо болде украшены, чм самцы, при чем их украшаюпце признаки передавались исключительно или главиым образом их женскому потомству. Один такой случай был описан для отряда, к которому принадлежит человк, а именно для обезьяны Hhesus (бундера).

Мужчина физически и психически сильнее женщины и в диком состояши удерживает ее в далеко боле отвратительном рабствт, чтм самец любого животнаго; поэтому неудивительно, что мужчина прюбрл возможность подбора. Женщины везд сознают ценность своей красоты, и если у них есть средства, он, украшая себя всякаго рода нарядами, боле наслаждаются этим, нежели мужчины. Оне надвают перья самцов птиц, которыми Природа покрыла этих особей другого пола с пвльго очаровывать самок. Так как женщины долго подвергались под 531

бору ради красоты, то не удивительно, что нйкоторыя из их послйдовательных измнеши передавались исключительно тому же полу; слйд<;твием было то, что out передавали красоту внесколько болве высокой степени своему женскому, нежели мужскому потомству и таким образом, согласно с общим мншем, стали красивее, ЧБМ мужчины. Женщины, однако, наверное передают большую часть своих признаков, включая некоторую красоту, своему потомству обоего пола; таким образом, постоянное предпочтете, оказываемое мужчинами каждой расы болте привлекательным женщинам, сообразно с их мрилом вкуса, стремилось видоизменить сходным образом всх особей обоего пола, принадлежащих к данной pact.

Относительно другой формы полового подбора (которая у низших животных встречается гораздо чаще), а именно, когда самки играют деятельную роль в подбор, принимая лишь ттх самцов, которые всего <шее их возбуждают или прельщают, мы имем основан думать, что эта форма раньше влияла и на наших предков. Мужчина, по всей вероятности, обязан своей бородой, а, быть может, и другими признаками, наслтдовашю от древняго предка, прюбрвшаго свои украшешя только что указанным способом. Но эта форма подбора могла порою действовать и в боле поздния времена, потому что у крайне варварских племен женщины обдадают гораздо большей возможностью выбирать, отвергать и испытывать своих любовников, или позднее перемнять мужей, чм можно было бы думать. Так как это довольно важный вопрос, ,я приведу т4 подробности, катая мог собрать.

Гирн описывает. как одна женщина в одном из племен арктической Америки нскодько раз убгала от мужа и присоединялась к любовнику; а у чарруа Ю. Америки, по словам Азары, развод совершенно легок. У абипонов, мужчина, выбирая жену, торгуется с родителями относительно пны. Но "часто случается, что двушка расторгнет уговор между родителями и женихом, упорно не- желая даже слушать о замужеств". Часто она убгает, прячется и таким образом избавляется от жениха. Капитан Мэстерс, живши среди патагонпев, говорить, что у них браки всегда бывагот по взаимной склонности. "Если родители устраивагот napriro против воли дочери, она отказывается и ее никогда не принуждают". На Огненной Земл молодой человвк сначала зару"ается согласием родителей, оказав им какую-либо услугу, а затБм пытается увести двушку. "Но если она не хочет, то прячется в лсах, пока обожателю не надост ее разыскивать и пока он не откажется от преслдовашя, хотя это рдко случается". На островах Фиджи, .Мужчина похищает женщину, на которой хочет жениться, насильно на

мира поимки девушки, если она не имвет склонности к преследователю".

У диких племен Малайскаго архипелага также уетраивают род погони, и, по замчашю Леббока, из разсказа Буриена оказывается, что "погоня удается не проворному и победа достается не сильному, а тому" юнонгв, которому посчастливилось понравиться суженой невеств". Подобный же обычай, с такими же результатами, господствует у коряков.

в сев.-в. Азш.

Обр:итимся к Африка. Каффры покупают жен и отцы жестоко бьют дочерей, если он не хотят принять назначеннаго им мужа: но, очевидно, судя по многим фактам, приводимым Шутером, что всетаки онв имют значительную возможность выбора. Так, очень безобразные, хотя богатые мужчины порою не успввают добыть жен. Двушки, прежде чм дать cornacie на помолвку, требуют, чтобы мужчины показали им себя, сначала спереди, потом сзади и "показали им, свои шаги", т. е. походку. Известны случаи, что женщины предлагали брак мужчин и нердко oat у6вгают с избранным возлгобленным. Точно также, Лесли, отлично изучивппй каффров, говорить; "Ошибка воображать, что двушка продается отцом таким образом а с такою же властью, с какою он распорядился бы коровой". У грубых бушменов в Ю. Африк "если двушка достигла зрелости, оставшись непомолвленною, что, однако, не часто случается, то ея любовникдолжен добиться ея согласия, как и согласия родителей и)". Уинвуд Рид произвед для меня разспросы относительно негров Зап. Африки и увдомляет меня, что "женщины, по крайней мрй у боле развитых из языческих племен, не испытывают никакого затруднешя выйти за тйх мужей, каких желагот, хотя для женщины считается неприличным просить мужчину жениться на ней. Он4 вполнй способны влюбляться и питать нвжныя, страстныя и врныя привязанности". Можно было бы привести и друпе подобные факты.

Мы видим, таким образом, что у дикарей, женщины вовсе не в.

таком ужасном положеши ло отношении к браку, как часто предполагалось. Онв могут ипытывать, мужчин, которых предпочитают, и порою отвергают нелюбимых до или поелв брака. Предпочтете со стороны женщин, постоянно действуя в каком-либо одном направлеши.

в KOHirB-концов повдияет на тип племени, потому что женщины вообще будут выбирать не только красивей ших мужчин, согласно со своим мрилом красоты, но и гех, которыя в то же время всего способне защищать и поддерживать их. Таюя подходящая четы вообщевоспитагот боле многочисленное потомство, чм менве подходякця..

533

Тот же результата, очевидно, произойдет, еще боле в резкой формй, если был свободный подбор с обих сторон, т. е. если бол4е привлекательные и в то же время боде сильные мужчины -предпочитали наиболе привлекательный. женщин и предпочитались ими. А этот двойной подбор, кажется, действительно происходил, особенно в боле древяе перюды нашей продолжительной исторш.

Теперь разсмотрим нисколько ближе некоторые из признаков, уазличающих разный человческия расы между собою и от низших -животных, а именно большее или меньшее отеутствие волос Па твл и цвт кожи. Нечего говорить о значительном разнообразш черт лица &i черепа у разных рас, так как мы видли в предидущей главй, гак различно мерило красоты в этом отношены. Эти признаки, поэтому, взроятно подверглись дйствио полового подбора; но мы не имтем возможности судить, происходило-ли вдияще, главным образом, с мужской или с женской стороны. Музыкальныя способности человека также были уже разсмотрБны.

Отсутствие волос на тгьлгь и paseumie гш на лицчь и еоловч. Присутствие -шерстистых волос или пушка (lanugo) у человческагД зародыша и рудиментарные волосы, появляющееся по всему тлу в эпоху зрелости, заставляют думать, что человк произошел от нваотораго животнаго, рождавшагоея волосатым"и оставшагося таким в течете всей жизни. Утрата волос есть неудобство и, быть может, приадняет вред человку, даже в жарком климатв, потому что таким образом он подвергается дйствж палящих лучей солнца и внезапной простуд, особенно в сырую погоду. По замечание Уоллеса, дикари всх <тран рады, когда могут покрыть свои обнаженныя спины и плечи хотя бы легким покрывалом. Никто не допустить, чтобы обнажеше кожи принесло какую-либо прямую пользу человеку; его твло поэтому не могло лишиться волос от двйствия естественнаго подбора и). Как показано в одной из предидущих глав, - у нас нвт иикаких доказательств того, чгобы это могло зависать от прямого дйствия климата или быть результатом соотносительнаго развитая.

Отсутствие волос на тлв представляет, до извстной степени, вторичный половой признак, потому что во всвх странах земного шара jaeHiHHHbi мене волосаты, чвм мужчины. Поэтому мы можем с основашем допустить, что этот признак был прюбртен путем полового подбора. Мы знаем, что лицо у .разных видов обезьян и болышя доверхности на задней части тда у других видов лишились волос,

534

и это мы можем с основашем приписать половому подбору, так кав ташя поверхности не только вообще ярко окрашены, но порою, как напр.

у самцов мандрилла и бундера (Khesus), гораздо .болте ярко окрашены

у одного пола, чм у другого, особенно в пору размножешя. Мнт сообщает Бартлет, что, по мр того, как эти животныя постепенно достигают зрелости, обнаженный поверхности становятся больше, сравнительно с величиною туловища. Волосы, однако, повидимому, удалены не ради оголешя, а ради того, чтобы мог полнее обнаружиться цвт кожи. Точно также у многих птиц, голова и шея, повидимому, лишились перьев путем полового подбора, именно для обнаружешя ярко окрашенной кожи.

Так как гвло у женщины менве волосато, чм у мужчины, в этот признак общ жстм расам, то отсюда можно вывести, что наши женсше получедоввчесше предки прежде лишились волос и что это про, изошло в необычайно отдаленный перюд, прежде чм из одного общаго корня возникли различныя племена.-- Постепенно прюбртая новый признак-обиажеше, наши предки женскаго пола должны были передавать его почти равномерно молодому потомству обоего пола. Таким образом передача этих признаков, подобно украшешям многих млекопитающих и птиц, не ограничивалась ни полом, ни возрастом. Нт ничегоизумительнаго в том, что частичная утрата водос признавалась нашими: обезьяно-подобными предками украшешем: мы видли, что очень мноп& странные признаки ценятся животными и, стадо быть, были прюбрдтенд поередством полового подбора. Не удивительно и то, что таким образом мог быть прюбр-етен признак отчасти вредный, так как мы знаем,.

что то-же справедливо для украшающих перьев нкоторых птиц и для рогов нвкоторых оленей. Самки нкоторых из человкообразных обезьянь, как было сказано в одной из предидущих глав, на нижней поверхности несколько менте волосаты, чтм самцы,-здсь мы находим, стало быть, то, что могло дать начало процессу обнажешя. Относительно завершешя этого процесса поередством полового подбора, уместно помнить новозеландскую пословицу: "НБТ женщины для волосатаго мужчины". Каждый, кто видтл фотографы сиамскаго волосатаго семейства,.

поймет, до чего отвратительно см4шна противоположная крайность-необычайная волосатость. (Яамскому королю пришлось подкупить одного мужчину; чтобы женить его на первой волосатой женщин в этом семейств; она передала этот признак молодому потомству обоего пола и). Нвкоторыя племена гораздо болте волосаты, чм другая, особенно-мужчины; ноне слдует думать, что боле волосатыя расы, напр. .европейская, удержали свое первобытное состояше боле полно, нежели, обнаженный расы, каковы калмыки и американсюе туземцы. Болве вероятно, что волосатость европейцев и др. завиеит от частнаго возврата к древнему состояшю, потому что признаки, некогда долго переходивпие по наследству, всегда способны возвращаться. Мы видели, что идиоты часто очень волосаты и что они

535

способны также и в других отношемях возвращаться к низшему животному типу. Холодный климата, невидимому, не оказал влияшя на этот род возврата, исключая развй негров, воспитывавшихся в течете нскольких поколыши в Соединенных Штатах и), а быть может и айнов, населяющих св. острова Японскаго архипелага. Но законы наследственности так сложны, что мы рдко можем понять их д4йствие.

Если боле значительная волосатость нкоторых рас представдяет сл*дствие возврата, не встрвчагощаго помехи от какого-либо подбора, то необычайная ИЗМЕНЧИВОСТе этого признака, даже в предлах одной и той же расы, перестанет казаться замечательной 2).

Что касается бороды у человека, то, обратившись к нашим лучшим руководителям четыреруким, мы найдем, что бороды одинаково развиты у обоих полов многих видов, но у нкоторых или только встречаются у самцов, или развиты у них больше, чм у самок. Этот факт, а также любопытное расположеше и яркая окраска волос вокруг головы у многих обезьяв, длает в высшей степени вроятным, как было раньше выяснено, что самцы сначала npio6pto бороды как украшешя полового подбора, передав их в большей части сдучаев, одинаково или почти одинаково, потомству обоего пола. От Эшрихта 3) мы узнаем, что у людей как женсшй, так и мужской утробный плод снабжен значитедьным количеством волос на лиц, особенно вокруг рта, а это указывает, что мы произошли от предков, у которых оба пола были бородаты. Поэтому, на первый взгляд представляется возможным, что мужчина удержал бороду с очень - давняго времени, тогда как женщина, утратила бороду в то самое время, тогда все ея туловище почти лишилось волос. Даже цвт нашей бороды, невидимому, унаслдован от некотораго обезьяноподобнаго предка; так как, если существует какое-либо различие" в окраски между волосами на головв и бород, эта последняя окрашена свтле у всх обезьяи и у чедовка.

У ТБХ четыреруких, у которых самец имет боле развитую бороду,

536

ч4м самка, борода эта развивается полнее только в зрелости, как и у человека; возможно, что только поздшя стадии ея развитая были удержаны человком. Взгляду, что борода удержалась с древняго перюда, противоречить факт крайней изменчивости ея у разных рае и даже в одной и той же pact: факт этот указывает скорее на возврата, так как давно утраченные признаки, при появленш вновь, очень склонны к изменчивости.

Не слдует также забывать о той роли, какую мог играть в боле поздшя времена половой подбор, так как мы знаем, что у дикарей мужчины безбородых рас необычайно тщательно искореняют каждый волосок на своем лицте, как нчто отвратительное, тогда как мужчины боролатых рас необычайно гордятся своими бородами. Женщины, без сомншя, сочувствуют этому, а если так, то половой подбор едва ли мог не оказать нйкотораго влияния в боле недавшя эпохи.

Возможно также, что продолжительный обычай выдергивашя волос мог дать результаты, способные передаваться по наследству. Сроун-Секар показал, что если над некоторыми животными произвести особый операцш, то их потомство наследует эти влиякя. Дальнейшее доказательство доставлять примеры наслдственнаго влияшя вншних повреждешй; но один факт, недавно удостоверенный Сальвином и), имет более прямое отношеше Е настоящему вопросу. Действительно, Сальвин показал, что мотмоты [Eumomota superciliaris), как известно, обыкновенно обкусываюнце бородки двух средних хвостовых перьев, имСют и от природы несколько уменыпенныя бородки этих самых перьев 2). ТСм не менСе, у чедовСческаго рода, обычай искоренять бороду и волосы на Tint, вероятно, мог возникнуть не ранее, чм эти волосы уже уменьшились каким-либо путем.

Трудно составить кокое-либо еуждеше о том, каким образом волосы на ГОЛОВБ развилась до их настоящей значительной длины у многих рас. Эшрихт 3) утверждает, что у человчеекаго зародыша волосы на лшгв на пятом мтсяц длиннее, чм на голове, а это указывает ,на то обстоятельство, что наши получедовйчесше предки не были снабжены длинными косматыми волосами, и что длинные волосы были upio6ptтены поздне. На это указывает также необычайное различие длины волос у разных рас. У негров волосы образуют простой курчавый войлок в родж шапки; у нас они очень длинны, а у американских туземцев нертдко достигагот земли. У нкоторых семнопитеков головы покрыты умеренно длинными волосами и это, вероятно, служить украшешем ибыло прюбртено путем полового подбора; тот же взгляд, вероятно, может быть распространен и на человека, потому что мы знаем, что

537

длинные волосы теперь очень нравятся и нравились прежде, в чем убждают произведешя почти каждаго поэта. Св. Павел говорить, что когда женщина имвет длинные волосы, это ей слава (аще жена власы раститслава ей есть), и мы видели, что в С. Америк! одного вождя выбрали единственно за длину его волос.

Цвтып кожи.-Доказательства, в пользу того, что у человека цвт кожи был видоизмнен путем полового подбора, довольно скудны; действительно, у большей части рас оба пола не различаются между собою в этом отношеши, а у других, как мы видели, различаютси незначительно. Мы знаем, однако, из многих уже приведенных фактов, что цвтт кожи признается людьми всздх рас в высшей степени важным элементом красоты; так что это признак, который легко может измениться подбором, судя по безчисленным примрам, встречающимся у низших животных. На первый взгляд кажется чудовищным предположеше, чтобы черная как смоль кожа негра могла быть npio6ptтена путем полового подбора; но этот взгляд поддерживается различными аналопями, и мы знаем, что негры восхищаются цвтом своей кожи. У мдекопитающих, если оба пола различаются по цвту кожи, то самец часто чернаго или гораздо боде темнаго цвйта, чм самка.

Исключительно от формы наследственности зависит, передается ли та или другая окраска обоим полам или только одному. Сходство чертовой обезьяны (Pithecia satanas) с его черною, как смоль, кожей, выпученными глазными будками и торчащими на темени волосами, с негром в жшатюр, почти комично.

Двт лица гораздо болйе различается у разных пород обезьянь, чм у человческих рас, и у нас есть некоторое основаше думать, что красные, сише, оранжевые, почти бтлые и черные отттнки их кожи, даже если они общи обоим полам, а также и яркая окраска их мха и украшаюпце пучки волос на голов-все это было прюбртено путем полового подбора. ИЗВЕСТНЫЙ порядок развитая во время роста обыкновенно указывает на порядок, в котором развились или изменились видовые признаки в ряду предшествующих поколыши. Новорожденные младенцы у разных человческих рас далеко не настолько различаются по цвету кожи, как взрослые, хотя их тло совершено лишено волос.

Поэтому мы располагаем ндкоторым слабым доказательством в пользу того, что окраска у разных рас была прюбртена в перюд, боле поздшй, чтм утрата волос, которая должна была произойти в очень раннюю эпоху исторш человечества.

06щие выводы.-Мы можем прйти к заключен!", что превосходство роста, силы, мужества, драчливости и энергш у мужчины, по сравнешю с женщиной, было прюбртено в первобытныя времена и впослСдствш усилилось, гдавным образом, вслвдствие состязашя соперничающих самцов из-за обладания самками. Большая умственная энерпя и изобретательность мужчины, вероятно, зависит от естественнаге подбора, в связи с на 538

следственными результатами привычки, потому что наиболее способные мужчины всего легче должны имть успх в защит* и добывашя средств жизни для себя, своих жен и д4тей. Насколько позволяет судить крайняя запутанность этого вопроса, оказывается, что наши мужсюе обезьяноподобные предки прюбрвли бороды в качеств!} украшешя, с плью очаровывать или возбуждать другой пол, и передали этот признак только своему мужскому потомству. Женщины сначала, повидимому, лишились волос также ради полового украшешя; но он передали этот признак почтя равномерно обоим подам. Возможно, что самки видоизменились также в других отношешях для той же цли и ими же способами, так что женщины прюбрли боле нужные голоса и стали прекраснее мужчин.

Заслуживает внимашя то обстоятельство, что у людей уеловия были во многих отношешях гораздо благоприятнде для подового подбора в течение очень древняго перюда, когда человк только что достиг ранга человека, нежели в позднйпия времена. Действительно, в т времена, как мы можем предположить с достаточною уверенностью, человтк руководствовался в большей мврБ инстинктивными страстями и мене предусмотрительностью и разсудком. Он ревниво оберегад свою жену или жен. У него еще не существовало дтоубйства; жены не ценились только как полезныя рабыни и не было еще помолвок в младенческом возрастС. Отсюда можно заключить, что, насколько вопрос касается полового подбора, человСчесшя расы дифференцировались" главным образом, в крайне отдаленную эпоху, а этот вывод проливает свСт на тот замечательный факт, что в самый древшй перюд, о котором мы еще имем кашя-либо сввдвния, человтчесшя расы уже достигли почти или совсем такого же различия, как и в настоящее время.

Высказанным зд4сь взгдядам относительно той роли, которую играл половой подбор в исторш человека, не достает научной точности. Кто не допускает этого деятеля для низших животных, тот пренебрежет и всм, написанным мною в послдних главах о чедоввк. Нельзя положительно сказать, что именно этот признак, а не другой, был видоизмнен таким образом. Было, однако, показано, что челов4ческия расы различаются между собою и от своих ближайших родственников никоторыми признаками, безполезными для них в их повседневной жизни и при том такими, что видоизмнеше их путем полового подбора становится очень вйроятным. Мы видтли, что у самых грубых дикарей, люди каждаго племени восхищаются своими собственными характеристичными качествами-формою головы и лица, выдающимися скулами, длинным или приплюснутым носом, цвтом кожи, длиною волос на голов, отсутствием волос на ЛИЦБ и тудовипгв или присутствием длинной бороды и т. д. Поэтому эти и друпя подобныя черты едва ли могли избежать медленнаго и постепеннаго усилешя таким путем, что в каждом племени наиболее сильные и способные мужчины, успйвавппе воспитывать наибольшее число потомков, выбирали, в течёте многих поколшй, наибол-ве рвзко типичных и поэтому наиболее привлекатель 539

ных женщин. Что касается меня лично, я прихожу к заключений, что из всего, что привело к различиям вь наружности между человеческими расами, а также, до известной степени, между человком и низшими животными, половой подбор был наиболее деятельною причиною.